СТРОКА ОБЪЯВЛЕНИЙ

Образование есть украшение в счастье и убежище в несчастье. Аристотель

Методический кабинет







Практико – значимый проект
«Модель организации вариативных форм дошкольного образования в ДОУ
города».


Актуальность поднимаемой  проблемы заключается в том, что система дошкольного образования сегодня представляет собой многофункциональную вариативную сеть дошкольных образовательных учреждений, ориентированную на потребности общества и семьи, предоставляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Сегодня уже сформированы  разнообразные виды дошкольных учреждений: детские сады присмотра и оздоровления, компенсирующего вида, детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлениями, центры развития ребенка, детский сад комбинированного вида и др. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования. Уже вошли в жизнь принципы гуманизации и вариативности дошкольного образования. Появилось множество образовательных программ с обновленным содержанием для детских садов. Очередная насущная задача – введение вариативных организационных форм дошкольного образования и разработка основ нормативного и методического обеспечения образовательного процесса для этих форм.
Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России. Одним из приоритетов социальной политики в области дошкольного образования в России является расширение доступности качественного дошкольного образования. Важным шагом в обеспечении этого приоритета является наибольший охват детей дошкольным образованием.
Существующая сеть дошкольных образовательных учреждений не удовлетворяет в полной мере растущие запросы населения в услугах дошкольного образования. В этой связи возникла необходимость в организации вариативных форм дошкольного образования, которые наравне с традиционными дошкольными учреждениями могли бы оказывать помощь семье в воспитании ребёнка и подготовки его к обучению в школе.
Одной из вариативных  форм дошкольного образования  является организация консультативных  пунктов на базе ДОУ для семей, воспитывающих детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих образовательные учреждения. Сама по себе форма консультации (лат. consultation – совещаюсь, обсуждаю, забочусь) не является новой для детских садов. Одной из традиционных форм взаимодействия ДОУ и семьи является консультирование педагогами родителей воспитанников – индивидуальное и групповое. В практике работы дошкольных учреждений консультации проводятся воспитателями исходя из запроса родителей или с учётом особенностей развития детей. Проконсультировать родителей по тому или иному вопросу могут и другие специалисты дошкольного учреждения: психолог, зам. зав. по ВМР, специалисты дополнительного образования.
Вид проекта:   информационный.
Образовательная область: работа с родителями.
Участники проекта
·         Администрация
·         Специалисты
·         Воспитатели
·         Родители
·         Дети
Продолжительность:  долгосрочный.
Проблема:  Сложности родителей в воспитании детей дошкольного возраста во многом связаны с их недостаточной психолого-педагогической компетентностью. Несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день пособий по вопросам развития и воспитания дошкольников, они не могут решить проблемы каждой конкретной семьи, требующей индивидуального подхода. Поэтому семьям необходима консультативная помощь специалистов. Особенно эта помощь нужна родителям детей, которые не посещают детский сад.  Более компетентны в этом специалисты дошкольных образовательных учреждений. Они могут осуществлять прямой контакт с родителями, наблюдать развитие ребенка, получать “обратную связь” от родителей.
Цель проекта.
 Обеспечение доступности дошкольного образования, выравнивание стартовых возможностей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, при поступлении в школу, единства и преемственности семейного и общественного воспитания, повышения педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста от 1 года до 7 лет на дому, в том числе детей-инвалидов.
Задачи проекта
·         оказание консультационной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка; содействие повышению психологической компетентности родителей в закономерностях развитии ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания детей.
·         мониторинг индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления. Рекомендации по результатам мониторинга для родителей и направление детей в соответствующие выявленным проблемам учреждения.
·         оказание содействия в социализации детей;
·         информирование родителей (законных представителей) об учреждениях системы образования, где могут оказать квалифицированную помощь ребенку в соответствии с его индивидуальными особенностями.
·         проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения.
Гипотеза: Работа консультативного пункта поможет обеспечить максимальное сокращение социальной изоляции семей, не посещающих детский сад, предоставляя им квалифицированную помощь специалистов.
Срок реализации: 2012 – 2013 у.г.
Ожидаемый результат:
Благодаря работе консультативного пункта произойдет:
1. Безболезненная адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада.
2. Успешная социализация дошкольников, не посещающих детский сад.
3. Тесное сотрудничество между родителями и ДОУ.
Этапы деятельности.
№ п/п
Этапы
Задача
Технологии, методы, приёмы деятельности
Содержание этапа деятельности
1.      
Мотивационно-проблемный
Адаптировать педагогов  к деятельности, организовать межличностное взаимодействие, создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач педагогами самостоятельно или под руководством зам. зав. по ВМР.
Сбор информации. Определение цели и задач проекта. Разработка мониторинга.







1.Изучение возможности для организации КП;
2. Создание и изучение Положения о работе консультативного пункта.
3.Изучение спроса родителей, посредством анкетирования,  на организацию консультативного пункта.
4.Выбор творческой группы, разработка плана работы консультативного пункта.
5.Создание пакета документов, регулирующих работу консультативного пункта.
6.Информационное оповещение через СМИ, сайт ДОУ.
2.      
Деятельностный
Организовать деятельность педагогов, направленную на преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения, решение проблемной ситуации, моделирование, построение системы частных задач, поисковая, проектная и другие виды деятельности.
Разработка и накопление научно-методического материала, его применение на практике, апробация новых технологий и внедрение практического опыта, который представлен различными формами взаимодействия с родителями.





1.Работа с детской поликлиникой, службой соцзащиты по выявлению семей, удовлетворяющих условиям проекта.
2.Посещение семей, чьи дети не охвачены дошкольным образовательным учреждением.
3.Работа по созданию клиентской базы (СМИ, сайт ДОУ).
4.Деятельность рабочей группы по реализации проекта.
5.Ведение соответствующей документации.
3.      
Контрольно - аналитический
Организовать деятельность педагогов, направленную на соотнесение исполнения действия, последовательности операций результату, цели, задачам, т.е. реально последовательным выполненным операциям.
Возможен рефлексивный контроль.
Сравнительный анализ ожидаемых результатов. Определение финансовой стороны проекта и сметы расходов.
1.               Мониторинг результативности работы консультативного пункта в ДОУ.
2.Обобщение опыта.


Для обеспечения деятельности КП был разработан перечень документов:
·       Приказ об открытии консультативного пункта;
·         Положение о Консультативном пункте;
·         Годовой план работы консультативного пункта;
·         Должностные инструкции сотрудников;
·         Заявление и договор о сотрудничестве ДОУ и родителей (законных представителей) детей, посещающих консультативный пункт;
·         Договор с детской поликлиникой;
·         Анкета для родителей;
·         Карта индивидуального развития ребенка 2 -3 лет;
·         Журнал предварительной записи родителей на консультацию к специалистам;
·         Журнал учета проведенной работы;
·         График работы специалистов.
Основные блоки и содержание КП:
1. Психолого-педагогическая помощь семьям в подготовке к поступлению в дошкольное учреждение.
2. Консультативная помощь родителям по вопросам воспитания, развития детей раннего возраста при адаптации к ДОУ.
3. Помощь семьям в вопросах социализации детей.
4. Профилактика различных отклонений в развитии ребёнка.
5. Психолого-педагогическая помощь родителям по подготовке детей к школе.
6. Консультативная помощь родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.
Услуги:
·        Индивидуальное консультирование взрослых в отсутствии ребёнка;
·        Семейное консультирование родителей в сочетании с индивидуальными занятиями ребёнка со специалистами (по запросу родителей);
·        Использование ключевых ситуаций по созданию условий для игровой деятельности  и воспитанию детей;
·        Подгрупповое консультирование семей с одинаковыми эмоционально нейтральными проблемами;
·        Семинары и семинары-практикумы;
·        Обучающие игровые сеансы;
·        Тематические выставки  методической и научно-популярной литературы;
·        Ответы на обращения родителей, присланные по электронной почте или заданные по телефону доверия.

ПЛАН РАБОТЫ
консультативного пункта "Воспитываем вместе"
( на базе детского сада)
Сроки
Мероприятия, темы
Ответственный
Сентябрь
Семинар – практикум «Подготовка ребенка и родителей к началу посещения дошкольного образовательного учреждения или школы (вопросы адаптации и подготовки)»
Зам. зав. по ВМР
Педагог – психолог
Октябрь
Консультация «Организация интересного и полезного для ребёнка досуга в семье».

Муз. руководитель
Ноябрь
Тематический час «Медицина малышам»
Ст. медсестра

Декабрь
Конференция с участием специалистов "Азбука развития ребёнка"
Зам. зав. по ВМР
Январь
Лекторий "Нетрадиционные и инновационные методики дошкольного воспитания"
Зам. зав. по ВМР
Февраль
Консультация "Режим дня дошкольника и его роль в охране здоровья детей".
Зам. зав. по ВМР
Март
Педагогический практикум "Воспитываем и обучаем через гармонию цвета и слова".
Педагог доп. образования
Апрель
Семинар "Развитие творческих и музыкально-ритмических способностей детей".  
Муз. руководитель
Май
Круглый стол для родителей: "Психолого-педагогическая готовность дошкольника к обучению в школе".
Педагог – психолог
Июнь
Подведение итогов работы по взаимодействию МОУ и родителей, перспективы работы на будущее.
Заведующая

Тематика консультаций зам. зав. по ВМР  КП:
- Особенности познавательного развития детей раннего возраста.
- Самостоятельные игры детей.
- Как общаться с ребёнком?
- Игра и игрушка в жизни ребёнка.
- Организация домашней развивающей среды.
- Книжный уголок малыша дома.
- Защита прав и достоинств маленького ребёнка.
- Спортивный уголок дома и многие другие.
Тематика консультаций педагога-психолога КП:
Психическое развитие детей 2-3 лет.
Адаптация к детскому саду. Что должны знать родители, прежде чем отдать ребёнка в сад.
Как подготовить ребёнка к тому, что в садике он будет оставаться без мамы?
Младший дошкольный возраст. Характеристика возраста.
Старший дошкольный возраст. Характеристика возраста.
Сладкий пальчик или почему дети сосут пальцы?
«Изящные» выражения в детском лексиконе.
Тревожность и застенчивость.
Детская агрессия и многие другие.
Тематика консультаций учителя-логопеда:
- Адаптация ребенка в детском саду;
- Развитие мелкой моторики пальцев;
- Когда идти к логопеду?;
- Речевое развитие ребенка
- Наследственный фактор в патологии речи;
- Как помочь ребенку избежать трудностей в школе;
- Ребенок и телефон;
- Артикуляционная гимнастика;
- Самомассаж кистей рук;
- Методы и приемы развития произносительных навыков;
- Речь и чтение и многие другие.
Тематика консультаций медицинской сестры КП.
- Как помочь здоровью вашего ребенка.
- Адаптация к детскому саду. Что должны знать родители, прежде чем отдать ребенка в детский сад.
- Режим дня – основа здоровья малыша.
- Питание, особенности питания детей разного возраста.
- Санитарное состояние помещений в детском саду и дома.
- Группы здоровья и их особенности.
- Проблемы с осанкой.
- Плоскостопие.
- Закаливание.
- Аллергия, как предупредить наступление аллергии.
- Первая помощь.
- Календарь прививок.

Проект современного Консультативного пункта будет успешно реализован при соблюдении следующих условий:
1. Тесное сотрудничество всех специалистов.
2. Привлечение спонсорских средств для реализации проекта;
3. Заинтересованность в реализации проекта всех участников.

Заключение:
Практика свидетельствует о том, что встреча родителей со специалистами, включение в живой процесс взаимодействия «ребёнок – родитель – специалист» в условиях комфортной ситуации (в отдельном небольшом помещении со специально подготовленной предметной средой), оказываются наиболее полезными для родителей, которые чувствуют себя скованно или тревожно при обращении за помощью в лечебное учреждение или в семейную консультацию. Родители, которые неоднократно обращаются в КП, со временем раскрываются, охотно делятся с педагогами своими проблемами, мыслями, семейным опытом и впоследствии доверяют своих детей уже знакомому детскому саду.

Первая встреча с семьёй не всегда бывает последней. После получения ответа на один вопрос у родителей, как правило, возникает потребность во второй и третьей встрече. Поэтому основная задача деятельности специалистов консультационного пункта заключается не только и не столько в предоставлении родителям готовых рецептов по любой проблематике, но и в умении пробудить и поддержать у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребёнком, в формировании практических навыков, в получении современной и достоверной педагогической информации.





циклограмма - схема планового контроля на 2013 - 14 у.г.

ЦИКЛОГРАММА
 ПЛАНОВОГО  КОНТРОЛЯ
на 2013 – 2014 у.г.
№ п.п.
Вопросы на контроле
IX
X
XI
XII
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
1
Смотр готовности групп к новому учебному году
v  











2
Организация питания в группах
Ежемесячно
3
Адаптация поступивших детей


v  









4
Обновление родительских уголков

v  


v  


v  


v  

5
Новогоднее оформление групп



v  








6
Оформление документации
Согласно плану внутреннего контроля за ведением документации
7
Выполнение режима прогулок


v  


v  


v  


v  
8
Подготовка к проведению ООД
v  


v  


v  


v  


9
Выполнение режима дня


v  


v  


v  


v  
10
Организация платных дополнительных услуг
v  


v  


v  


v  


11
Вопросы преемственности

v  










12
Организация работы по ОБЖ и ПДД

v  


v  


v  


v  





Новый порядок аттестации педагогических кадров


Новый порядок аттестации педагогических работников был введен в действие с 01 января 2011г.
Содержание:
По старым правилам педагог, желающий больше зарабатывать, по собственному желанию мог подать заявление о присвоении второй, первой или высшей категории. 
По новым правилам вторую категорию отменили вовсе, а аттестацию педагогических работников поручили органам образования на уровне субъекта РФ. При этом аттестация стала обязательной: раз в пять лет каждый педагог, не имеющий категории, независимо от желания и стажа работы должен проходить аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
Те же педагоги, которые желают получить первую или высшую категорию, могут вместо этого подать заявление об аттестации для установления соответствия их профессионального уровня требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям. Категории присваиваются на 5 лет, после чего их нужно снова подтверждать в том же порядке.
Если педагог вовремя не подтвердит свою категорию, она аннулируется. После этого
педагогический работник первой категории должен будет либо подать заявление об аттестации для присвоения первой категории, либо в общем порядке проходить аттестацию на подтверждение соответствия; педагогический работник высшей категории вынужден будет сначала аттестоваться на первую категорию, и лишь спустя два года он получит право претендовать на высшую.
При этом квалификационные категории, присвоенные до 1 января 2011 года, остаются действительными на тот срок, на который были присвоены.  Однако правило, в соответствии с которым педагогу, отработавшему по профессии 20 лет, «пожизненно» присваивалась вторая категория, отменяется. Отныне эти воспитатели также должны будут проходить аттестацию каждые пять лет.
Виды аттестации:
*      Обязательная аттестация на соответствие занимаемой должности.
*      Добровольная аттестация для получения первой или высшей категории.
Обязательная аттестация на соответствие занимаемой должности.
Обязательная аттестация проводится каждые пять лет для подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности.
Кто обязан пройти аттестацию:
- педагогические работники, не имеющие категорий и не выразившие желания пройти аттестацию на квалификационную категорию.
Кому не надо проходить аттестацию
- педагогам, проработавшие менее 2 лет на данной должности;
- беременным женщинам и женщинам, находящимся в декретном отпуске и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Их аттестация проводится не ранее чем через два года после выхода из указанных отпусков.
Кто подает заявление об аттестации.
К аттестации с целью подтверждения соответствия  занимаемой  должности воспитателей представляет их работодатель.
В случае, если педагог работает в разных педагогических должностях у одного работодателя и ни по одной из них не имеет квалификационной категории, то представление работодателя может подаваться сразу по всем должностям, в на которых он состоит.
Если педагог совмещает работу по специальности у нескольких работодателей, каждый из них имеет право направить его для прохождения аттестации.
Как подать документы на аттестацию.
Работодатель оформляет представление на педагога. Представление заполняется по установленной форме (есть образец). В этом документе работодатель всесторонне оценивает профессиональные навыки педагога и его работу на занимаемой должности. Также в документе должна содержаться информация о прохождении воспитателем курсов повышения квалификации и сведения о результатах предыдущих аттестаций.
Не позднее чем за месяц до начала проведения аттестации, работодатель, под роспись, знакомит педагога с представлением.
Работодатель подает документы в аттестационную комиссию субъекта РФ, где получает информацию о дате, месте и времени проведения аттестации педагога.
Срок прохождения аттестации не должен превышать 2 месяца. Не позднее, чем за месяц до проведения аттестации работодатель доводит до сведения педагогического работника информацию о дате, месте и времени проведения его аттестации.
Как проходит аттестация
В ходе аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности педагоги проходят письменные испытания по вопросам, связанным с их профессиональной деятельностью или компьютерное тестирование, позволяющее определить уровень владения современными методиками преподавания и воспитания
Решение комиссии
В соответствии с пунктом 13 «Порядка аттестации педагогических работников» решение аттестационной комиссии оформляется протоколом и заносится в аттестационный лист педагогического работника. Этот документ, а также выписка из распорядительного акта аттестационной комиссии хранятся в личном деле педагога.
При успешном прохождении аттестации комиссия выносит вердикт: «соответствует занимаемой должности».
Если испытания небыли пройдены, комиссия принимает решение, что педагог  «не соответствует занимаемой должности».
В этом случае трудовой договор с педагогическим работником может быть расторгнут в соответствие с п. 3. ч. 1. ст. 81 ТК РФ. Однако работодатель не обязан увольнять не прошедшего аттестацию педагога. Он, например, может предложить ему пройти курсы повышения квалификации, и по их окончании пройти повторную аттестацию.
Кроме того, увольнение не допускается, если есть возможность перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую работу (например - вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу).
Также, в соответствии со статьей 261 ТК РФ, нельзя уволить:
-  работника в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске;
- беременную женщину, а также женщину, имеющую детей в возрасте до трех лет;
- одинокую мать, воспитывающую ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида - до восемнадцати лет;
- других лиц, воспитывающих указанных детей без матери.
Добровольная аттестация для получения первой или высшей категории.
Добровольная аттестация проводится на основании заявления педагогического работника для установления соответствия его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям.
Кто имеет право пройти аттестацию:
1. На заявление об аттестации для присвоения первой категории могут подать:
- педагогические работники, не имеющие категорий;
- педагогические работники, имеющие первую категорию - если срок действия предыдущей «добровольной аттестации» подходит к концу.
2. На заявление об аттестации для присвоения высшей категории могут подать:
- педагогические работники, имеющие первую категорию - но не ранее, чем через 2 года после ее присвоения;
- педагогические работники, имеющие высшую категорию - если срок действия предыдущей «добровольной аттестации» подходит к концу.
Педагоги, проработавшие в занимаемой должности менее 2 лет, беременные женщины и женщины, находящиеся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет также имеют право подать заявление о добровольной аттестации.
Кто подает заявление об аттестации.
Каждый педагог делает это самостоятельно. Законом не установлены централизованные сроки подачи заявлений и периоды проведения аттестации, поэтому педагогический работник может подать документы на аттестацию в любое время.
Педагогам, уже имеющим категорию, рекомендуется подавать заявление не позже, чем за три месяца до истечения срока предыдущей добровольной аттестации. Это нужно для того, чтобы этот срок не истек во время рассмотрения заявления и прохождения аттестации.
Как подать документы на аттестацию.
1. Педагог, решивший подать заявление о добровольной аттестации собирает пакет документов:
- заявление по установленной форме (есть образец);
- ксерокопия аттестационного листа предыдущей аттестации (если она была);
- новый аттестационный лист, заполненный до 7 пункта включительно;
- портфолио своих профессиональных достижений (есть рекомендации по составлению), которое можно предоставить в аттестационную комиссию как в момент подачи заявления, так и в течение месяца после этого.
2. Пакет документов подается в аттестационную комиссию субъекта РФ, г. Егорьевска
3. В течение месяца комиссия рассматривает заявление и назначает дату, место и время проведения аттестации педагога. Срок прохождения аттестации не должен превышать 2 месяца.
Требования к категориям
Согласно «Порядку аттестации педагогических работников» к категориям предъявляются следующие требования.
Требования к первой квалификационной категории:
- владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их на практике;
- личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
- стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ.
Требования к высшей квалификационной категории:
- установлена первая квалификационная категория;
- владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их на практике;
- стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
- личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активное распространение собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания.
При этом конкурсы и соревнования учитываются только для оценки тех педагогических работников, чья работа предусматривает эти мероприятия. Например, для педагогов-психологов этот пункт не действителен.
Как проходит аттестация
Квалификационное испытание проходит в форме экспертизы портфолио профессиональных достижений педагога. Заседание аттестационной комиссии может проходить как без участия педагога, проходящего испытания, так и в его присутствии. О желании присутствовать на заседании, нужно заранее написать в заявлении.
Если педагог заявил о желании присутствовать на заседании, но в указанный срок не явился на него без уважительной причины, аттестационная комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.
Решение комиссии
В ходе аттестации для установления соответствия их профессионального уровня требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям, решение комиссии протоколируется и записывается в аттестационный лист педагогического работника. Затем оно утверждается органам образования субъекта РФ. Аттестационный лист и выписка из акта органа образования высылаются работодателю.
1. Если педагог прошел аттестацию, выносится решение «соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.
В этом случае квалификационная категория присваивается педагогическому работнику со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения. С этого же числа учитель имеет  право на оплату труда в соответствии со своей категорией.
Запись о присвоении категории делается в трудовой книжке, в разделе «Сведения о работе». Например:  «Установлена первая квалификационная категория по должности «воспитатель».
2. Если педагог не прошел аттестацию, выносится решение «не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории».
В этом случае те, кто «сдавал» на первую категорию, остаются без категории, и должны пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности.
Тем, кто «не сдал» на высшую - сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия. После чего аттестацию придется проходить снова - либо на подтверждение первой категории, либо на установление высшей.
Обжалование решения аттестационной комиссии.
Право на обжалование итогов аттестации оговаривается в «Порядке аттестации педагогических работников». Подать заявление об обжаловании можно либо в комиссию по трудовым спорам при региональном органе образования, либо в суд. Заявление в суд о разрешении индивидуального трудового спора подается в течение трех месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.








  

«Что такое «Метод проекта




   зам. зав. по ВМР: Гуляева И.В.















Так что же такое  - «метод проектов».
Педагогическое проектирование – как деятельность, рассматривалась многими педагогами, но единого понимания категории «педагогическое проектирование»  нет.  Я приведу несколько вариантов трактовки этого термина:
Педагогическое проектирование это:
  • Метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной  и заранее спланированной  практической деятельности по достижению намеченных целей;
  • Способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом.
  • Практико – ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности;
Я дала вам определения понятия метода проекта, а как вы думаете, без чего невозможен проект и что отличает его от нашей повседневной работы..
  • Без желания и намерения автора проекта устранить проблему.
  • Без постановки цели и задач  к предстоящей деятельности.
  • Без конкретного плана действий.
А отличия заключаются :
- в точном и подробном планировании, т.к. проект ограничен во времени и несет в себе новизну;
- в «сворачивании» проекта, как только поставленные цели реализованы;
- в поддержании интереса и энтузиазма у участников  проекта, т.к. здесь задействованы  не только педагоги и дети, но и их родители и они участвуют в проекте благодаря собственному желанию, а не возложенными на них обязанностями;
- в расширении общения между участниками  с целью обмена информацией и обсуждения хода проекта;
- в готовности к неожиданностям, проявление гибкости, т.к. в ходе проекта не всегда строится все так, как определено заранее.

А сейчас давайте  рассмотрим более подробно тему нашего семинара. Какие бывают проекты?
Проекты классифицируются по разным признакам.  Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности.
  В практике ДОУ используются следующие типы проектов:
- исследовательско – творческие. В этом виде проекта осуществляется  исследовательский поиск, где дети экспериментируют, участвуют в постановке элементарных опытов, а затем результаты оформляются в виде какого – либо творческого продукта ( газет, выставок,  драматизаций, картотеки опытов, детского дизайна);
-  информационно – практико – ориентированные. Здесь дети, совместно со взрослыми, собирают информацию о каком – либо объекте, явлении из разных источников и  реализуют ее на социальные  интересы (оформление выставок,  групповых помещений прогулочных участков, квартир и т.д.)
- творческие – Это коллективные проекты, результаты которых оформляются в виде детского праздника, развлечения, дней творчества,  конкурсов и т.д.
- игровые – содержащие элементы игр.

Так же проекты различаются:
-  по характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
- по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, общественными организациями.
-  по количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
- по продолжительности: краткосрочный( одно или несколько занятий,  1-2 недели),                                                                                                                                                                 средней продолжительности  (1-3 месяца),  долгосрочный (до года).

А теперь рассмотрим основные этапы проектирования:
Как вы думаете из  каких этапы состоит  проект?

Начальный:
  • Определение проблемы (т.е что конкретно вы хотели бы изменить, усовершенствовать),
  •  Выбор группы участников.
Планирование и принятие решения:
  • Анализ проблемы.
  • Определение источников информации.
  • Подготовка целей и задач.
  • Оценка текущих материалов (диагностика исходного материала);
  • Разработка наиболее эффективных критериев, форм и вариантов работы;
Выполнение:
  • Создание условий  для реализации проекта;
  • Реализация и фиксирование проекта;
Оценка результатов (рефлексия):
  • Анализ (диагностика) и обобщение достигнутых  результатов;
  • Оформление результатов.
Защита (презентация) проект:
  • Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка.

Теперь перейдем к  системе работы по внедрению проектного метода в воспитательно -  образовательный процесс ДОУ.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой  личности ребенка, которая определяется  задачами развития и  исследовательской деятельности детей:
  1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
  2. Развитие познавательных способностей.
  3. Развитие творческого воображения.
  4. Развитие творческого мышления.
  5. Развитие коммуникативных навыков.
  6.  Формирование активной жизненной позиции по отношению к окружающему миру.
Отсюда вытекают и принципы работы в данной системе:
  1. Обеспечение  эмоционального комфорта и полноправности партнерских отношений в условиях сотрудничества.
  2. Осуществление организации познания через эмоционально – активную проектную деятельность.

Следующим пунктом  мы  рассмотрим методы и формы работы по внедрению проектного метода в работу. Как  и во всей нашей работе, здесь мы также используем основные методы: наглядные, словесные, практические, игровые.
Наглядные методы:
- Наблюдения за педпроцессом;
- Демонстрация (рассматривание) слайдов, видеофильмов и других наглядных средств, содержащих информацию о поставленном вопросе.
Словесные:
- Беседы с педагогами на вопрос  готовности и заинтересованности в данной работе.
- Консультации по теме.
- Изучение методической литературы.


Практические:
- Моделирование, т.е. составление и изготовление схем, моделей, которые в наглядной форме дают полное представление о содержании темы.
- Упражнения, благодаря которым педагоги могли бы овладеть и закрепить определенные знания, навыки и умения.
- Опыты и экспериментирование. Эти методы направлены на то, чтобы помочь педагогам развить собственную активность, а также активность и самостоятельность ребенка.

Игровые:
-  Воображаемые ситуации, тренинги, деловые игры, также направленные  на освоение и закрепление  данного материала и при этом  вызывающие положительные эмоции и повышающие интерес к данному виду деятельности в процессе вхождения в воображаемую ситуацию.  
           
            Формы организации работы включают в себя: учебную деятельность, совместную деятельность, самостоятельную деятельность.
Учебная деятельность включает в себя повседневные занятия, комплексные и интегрированные.
Совместная деятельность:  проекты по темам, кружковую работу.
Самостоятельная деятельность: создание развивающей среды, анализ детской деятельности.

            Мы  рассмотрели вопрос по внедрению метода проектов в работу детского сада, но что же в итоге, каким должен быть результат этой работы. Предполагаемый результат  включает в себя следующие сферы: социализации, познавательную и личностную.
Сфера социализации предполагает  следующие моменты:
- появление активной жизненной позиции;
- проявление гибкости и умения принять решение в изменяющейся обстановке.
- умение ориентироваться на других людей в поступках.
- понимание коллективных взаимоотношений среди людей.
- повышение и укрепление интереса к окружающему миру.
-  умение ориентироваться на эмоциональное отношение других людей.
Познавательная сфера  включает в себя:
- сформированность элементов учебной деятельности.
-  сформированность познавательных психических процессов.
- сформированность определенных знаний, умений и навыков.
- освоение последовательности (этапов) проектной деятельности.
Личностная сфера включает в себя:
- любознательность.
- интерес к окружающему миру.
- интерес к своей жизни и жизни окружающих людей.
- отношение к себе, как к неповторимой личности.
- чувство психической защищенности.
- активную жизненную позицию.

Как вы думаете, в  чем же заключается формула успеха проекта.
Правильная организация проекта, т.е. четко составленное планирование  и учет всех компонентов  деятельности плюс, востребованный продукт проекта, т.е. выбранная тема должна быть интересна и актуальна.
А в чем же заключается формула провала проекта:
Формула провала проекта – это неудачные, недоработанные  планы плюс никому не нужный продукт проекта.
Отсюда следует, что в работе над проектами  очень важно учитывать все составляющие этапы данной деятельности, о чем говорит нам «Правило 5 «П»:
  • Проблема
  • Планирование
  • Поиск путей решения проблемы
  • Продукт
  • Презентация.

Критериями оценки проектов являются:
  • Актуальность проекта, реальность предполагаемых решений, практическая направленность  на развитие ребенка.
  • Объем и полнота разработок, законченность.
  • Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предполагаемых  воспитателем решений.
  • Аргументированность.
  • Надлежащее оформление: соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков.
  • Проведение презентации проекта.

А теперь я попрошу Г.А. подробнее остановиться на содержании и оформлении проектной папки, которую она представила  в ходе своей аттестации на вторую квалификационную категорию .

Г.А . В  состав  проектной папки входят: разработанные планы, конспекты занятий, сценарии и т.д., вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии и распечатки из Интернета, записи всех идей и гипотез детей, эскизы, чертежи, наброски, фотографии, материалы к презентации.

Оформление информационного листа проектной папки выглядит так :
 - ФИО автора – разработчика проекта, его квалификационная категория;
- Тема проекта;
- Образовательная область;
- Актуальность темы;
- Цель проекта.
- Задачи проекта.
- Возраст участников проекта.
- Продолжительность проекта;
- Основные формы реализации проекта: занятия, кружковая работа, прогулка и т.д.
- Обеспечение.
- Предполагаемый результат:
- Продукт проектной деятельности.
 - Форма презентации проекта.

            На этом теоретическая часть нашего семинара закончена и теперь немного практики. Я хочу предложить вам историю о старце и лодке. Вам предлагается ее внимательно послушать и выполнить задания.
 Притча.
Работа групп.

Спасибо за активную работу и, подводя итоги, я хочу,  чтобы вы подумали и закончили следующие высказывания.
  1. Сегодня я почувствовал, что…
  2.  Я понял…
  3. Я буду…

В заключении  я хочу сказать, что умение пользоваться  методом проектов –  это показатель высокой квалификации педагога, который способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи. А также использование метода проекта помогает научиться работать в команде, выработать свой алгоритм действий для достижения поставленной цели и  дает возможность выбора своих способов и видов деятельности.

Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...